ДОКТОР ХАУС- ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

     Второй раз по семейному каналу идет сериал «Доктор Хаус». Больше ста двадцати серий. Удивительно, я этот фильм смотрел несколько раз. На СД, Все эти сто двадцать серий. Причем, каждую неоднократно. И не скучно. Поразительно. Не надоедает. Мне, по моей социальной принадлежности и относящемуся к поколению, которое мыльные оперы терпеть не может, впервые в жизни стал интересен сериал. Я даже к америкосам стал относиться терпимее. Оказывается у них есть не только Голливуд с их оскароносными телками, оказывается, есть фильмы не только про то, как грабятся банки, как золушки-проститутки становятся леди, как хорошие стрелки виртуозно уничтожают плохих парней и мастерски гоняют на автомобилях, а простые американские полицейские в одиночку спасают от гибели все человечество, оказывается люди в Штатах не все дебилы, а из сорока процентов не страдающих избыточным весом жителей, - я не говорю о тех шестидесяти процентах, которых разбомбило от самой лучшей в мире жизни, - так вот из оставшихся сорока процентов, как при нашем отмененном социализме, есть нормальные здравомыслящие люди, это практически все персонажи сериала, у которых не съехала крыша от денег – к неудовольствию стоит признать, что подобное произошло абсолютно со всеми в нашей стране в теперешние дни, – которые не сходят с ума по гламуру и модным тусовкам, которые, как у нас двадцать лет назад, думают о смысле жизни, с увлечением делают свою работу (в данном случае связанную с медициной), стремятся сделать ее лучше, стремятся помочь людям, стремятся быть искренними и полезными, подличают, раскаиваются, мучаются угрызениями совести и решают нравственные проблемы. Как и у нас, борются за карьерное место и в то же время корят себя за подсиживание других, просят прощения, стараются любить ближнего и совершают настоящие поступки. С этим фильмом, если опустить новейшую медицинскую технологию, которая естественно на недостижимом уровне, как будто окунулся в старый мир нашей страны, когда мы все, как и Хаус, были недовольны Системой и по мере сил боролись с нею. Правда, Хаус принадлежит к тем мудрым диссидентам, – какие и у нас были тоже в совершенно небольшом количестве, – которые, наплевав на заведенные порядки и противостоя Системе, и к своему противостоянию тоже относятся так же наплевательски, не увлекаясь им до гиперболизации и героизации, и с одержимостью относятся лишь к своей работе, своему делу, отдавая все силы именно ему и, не участвуя в политических манифестациях, делают то, что по своему призванию и профессиональной принадлежности делать призваны. Имея целью лишь разгадать Загадку, постичь, открыть, найти, познать Истину. В фильме, как при социализме, люди противостоят денежному мешку, засилью денежных Воблеров с их сотнями миллионов долларов, которыми те пытаются скупить мир и подмять всех под себя. Как при нашем социализме, люди страдают от бюрократов, чиновничества и трусливости людей истеблишмента, стараются исключить из своей деятельности личностный момент и стремятся к совершенству. Каждая серия всего-то в сорок минут, но каждая отдельная новелла, отдельная поэма, законченная, отточенная до совершенства, до уровня стихотворного произведения, основанная на очень серьезной мысли, каждая из которых своей философичностью, что естественно, когда дело касается жизни и смерти, лишена всяческой суеты, обстоятельна и полновесна. А своей стройностью композиции любая серия напоминает собой не просто уже стихотворный текст, а самый трудный жанр стихов: твердую стихотворную форму, триолет или сонет, - а все пять сезонов в купе представляют собой натуральный венок сонетов. Великолепно сделанные сцены, изначально выработанная и выдержанная на протяжении десятков серий, а к концу второго сезона уже сложившаяся в заданную обязательную программу, с непременным параллельным подсюжетом, оттеняющим главный, с мгновенной без всякой экспозиции завязкой, с тезой, антитезой и синтезом, развязкой и с глубоким выводом, при всегда трогательной и чуть сентиментальной концовке. Талантливейшая игра актеров и высочайший профессионализм всех создателей фильма. Ведь не растерять мастерство на протяжении ста двадцати серий, не опошлить и не затаскать главную идею, это уникально. Я не говорю уже про шестой сезон. То, что сейчас стряпается после сто двадцатой серии. Это уже мракобесие. Как будто, как у нас встарь, американское министерство культуры потребовало от создателей сериала наконец перевоспитать главного героя, переделать, сделать из него, как говорил о нем бизнесмен Воблер, из бесконтрольно бегающего по больнице неуправляемого наркомана, нормального человека, вылечить уже его самого в психбольнице через модный психоанализ и новейшие американские психотехнологии от социопатии – так Хаус и хаусизм квалифицированы в Америке - и превратить его в положительного члена американского общества, хорошего американского парня, потому что социопат Хаус стал слишком популярен, его даже на бейсболках рисуют, это уже, видимо, тревожит людей управляющих страной и культурой. Команда , делающая фильм, откликнулась на призыв партии и правительства, – правда, похоже, уже без непосредственно начинавшего дело режиссера Дэвида Шора, и стала делать совершенную туфту. Сразу уронила фильм и опошлила идею. Но я не говорю про вырождение сериала. Я говорю про предыдущие сто двадцать серий. Сто двадцать повторов одного и того же характера в пяти сезонах – и чтобы не показалось зрителям, что это просто люди делают деньги, оседлав удачную тему, как всегда получается при приобретшем популярность фильме, с ремейками и продолжениями, такое просто не может быть… А ведь есть, в каждой серии новые свежие ракурсы, все больше раскрывающие взгляды главного героя, новые обстоятельства, все более раскрывающие его характер. Характер Героя нашего времени. Надо же, возник именно положительный герой нашего времени (в отличие от вечно рефлектирующих и изнывающих от своей никчемности героев нашего времени прошлых эпох, не имеющих возможности в силу их нежной и тонкой душевной организации найти себе место в бездушном равнодушном буржуазном обществе, этакие лишние люди), - и надо же, циник, расист, грубый психопат, выпадающая, на первый взгляд, из общества личность, и положительный герой. Совершенно новый характер, совершенно новый тип, о котором имело смысл сделать сто двадцать серий, настолько он неожидан и свеж, и показать в разных обстановках и в разных ракурсах. Спасибо американцам, тут вот очень радуешься, что свойственный всей американской цивилизации профессионализм, всегда высочайший профессионализм, обычно как дух в пустыне, одиноко метущийся над выжженной американской равниной примитивности, нашел себе применение. И в результате появился гениальный характер и его гениальное воплощение.

       Алексей Михеев,
        хотелось бы сказать: член СП СССР. Но можно и без попыток остроумничания.

См. на этом же сайте"НИНКА САДУР"
См. на этом же сайте"ПИСЬМА СТАРШЕМУ СЫНУ"